Показаньев Флегонт Яковлевич (1922 – 1996)
Родился 17 января 1922 года в селе Карасье Челябинского уезда. В 1930 году семья Якова Калистратовича и Матрёны Никитичны Показаньевых была репрессирована и сослана в Сургутский район. Поселились Показаньевы сначала в дер. Широково, затем в посёлке Банное Сургутского сельсовета. Там Флегонт в 1934 году окончил начальную школу, в 1937 году – Черномысовскую семилетку, а 18 июля 1942 года получил аттестат зрелости об окончании десятилетней сургутской средней школы. Вернулся в родной посёлок Банное. В 1941 году Флегонт Яковлевич поступил на историко-филологический факультет Омского педагогического института в городе Тобольске. Учиться ему довелось всего два месяца, так как в это время были нужны рабочие руки на уборке урожая в колхозе «Новая жизнь», на выгрузке из барж бочек с рыбой. После осенней поры, с ноября 1941 года по февраль 1942 года Ф.Я. Показаньев трудился учителем русского языка в татарской школе в деревне Карбаны Ярковского района. З марта 1942 года Флегонт Яковлевич был призван в ряды Красной Армии. Службу начинал в Уральском военном округе. Участвовал в освобождении Донбасса, Северной Таврии, Крыма, Литвы в составе 33-й и 87-й стрелковых дивизий 2-й Гвардейской армии на Южном, 4-м Украинском, 1-ом Прибалтийском фронтах. Сражался на Сталинградском фронте. Был сапёром, разведчиком, миномётчиком. Трижды был ранен. 10 апреля 1944 года при прорыве Ишуньских укреплений в Крыму Ф.Я. Показаньев точной наводкой подавил из своего миномёта огонь станкового пулемёта противника и разрушил вражеский ДЗОТ. 11 апреля того де года им были подавлены две огневые точки и уничтожено до тридцати гитлеровских солдат. На следующий день при форсировании реки Чатырлык Флегонт Яковлевич выдвинулся вперёд и корректировал огонь миномётов поддерживающих стрелковые подразделения. Миномётчики подавили огневые точки врага и обеспечили успешное продвижение вперёд 87-й стрелковой дивизии. За этот бой Флегонт Яковлевич был награждён медалью «За отвагу». В августе 1944 года из Литвы он был направлен на учёбу в Челябинское танковое училище. Победу Флегонт Яковлевич встретил в училище, которое успешно окончил в декабре 1945 года. После служил в частях Забайкальского военного округа на должностях командира танкового взвода, командира танковой роты, помощника начальника штаба танкового батальона в 201-м армейском тяжёлом танко-самоходном полку, 54-м учебном танковом полку, в 47-м отдельном учебном танковом батальоне, в 21-ом и 22-ом гвардейских танковых полках 5-й гвардейской танковой дивизии. В 1950 году Флегонт Яковлевич Показаньев с отличием окончил дивизионную партийную школу. В 1952 году – с отличием курсы усовершенствования офицерского состава Забайкальского военного округа. С 1945 по 1957 год был агитатором, политинформатором, лектором, пропагандистом, секретарём партийной организации роты, избирался делегатом партийных конференций 5-й гвардейской танковой дивизии. Уволился в запас в 1957 году и вернулся в родные края. Работал преподавателем физкультуры и военного дела в сургутской средней школе № 1. Был избран секретарём партийной организации школы, работал пропагандистом, нештатным инструктором райкома КПСС, вёл уроки истории в вечерней школе, участвовал в художественной самодеятельности. 1 апреля 1960 года Ф.Я. Показаньев был утверждён заведующим сургутским районным отделом культуры, с 1 сентября 1961 года – заведующим отделом пропаганды и агитации Сургутского райкома КПСС. Все годы жизни Флегонт Яковлевич вёл большую общественную работу. Он часто выступал с лекциями перед сургутянами, на радио и телевидении, более 200 статей опубликовал на страницах газеты. Активно занимался изучением и популяризацией истории сургутского края. Флегонт Яковлевич является автором следующих книг: «Город Сургут и Сургутский район», «Краткий очерк Сургутской партийной организации». Совместно с известным краеведом, Почётным гражданином города Сургута И.П. Захаровым он написал книги «Сургут в годы Великой Отечественной войны», «Сургут». Участвовал в создании книги «Город древний, город славный». Ф.Я. Показаньев собрал сотни экспонатов по истории Сургута, а 30 ноября 1963 года на общественных началах открыл краеведческий музей. 15 февраля 1966 года также на общественных началах создал городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и экскурсионное бюро. В 1968 году Флегонт Яковлевич восстановил имена 1054 воинов-сургутян, погибших в Великой Отечественной войне. В декабре 1967 года Флегонту Яковлевичу Показаньеву было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». С 1971 по 1981 год он был заместителем председателя и председателем ревизионной комиссии городской организации «Знание». В марте 1970 года совместно с И.П. Захаровым и Г.Ф. Пономарёвым создал городской совет ветеранов войны и труда. В апреле 1988 года Флегонт Яковлевич Показаньев был удостоен звания «Почётный гражданин города Сургута». Ушёл из жизни Флегонт Яковлевич 2 марта 1996 года. 22 сентября 2000 года одной из улиц Сургута было присвоено его имя. 5 мая 2009 года распоряжением главы города Сургута имя Флегонта Яковлевича Показаньева занесено в «Книгу почёта города Сургута». 12 декабря 2012 года в «Купеческой усадьбе» Сургутского краеведческого музея в честь знаменитого сургутянина была торжественно открыта мемориальная доска.
Источник: Фамилии Победы : справочно-биографическое издание / Администрация города Сургута. – Екатеринбург : Баско, 2015. - 152 с.
- Личная история
- Видео (0)
- Публикации (0)
- Комментарии (0)
Воспоминания Флегонта Яковлевича Показаньева
«Я родился 17 января 1922 г. в Курганской области, село Карасле Юргамышского района, в семье крестьянина. Осенью 1929 г. семья Показаньевых из 12 человек была раскулачена, а 16 февраля 1930 г. выслана на Тобольский Север, приписана сначала к деревне Широково Сургутского района, а затем к спецпоселку Банное этого же района.
Я помню немало ярких моментов из раннего детства: это и выдумки, удивлявшие взрослых, и шалости, и даже капризы. Но остановлюсь только на тех воспоминаниях, которые связаны с раскулачиванием и ссылкой на Север.
Осенью 1929 г. нашу семью выселили из собственного дома и поселили на окраине деревни Калиновки, у так называемого Хромцовского редника. Редник - островок смешанного леса в лесостепной полосе. Наш дом был новый, построен в 1923 году из толстого соснового бруса. Назывался крестовым. Было четыре комнаты: кухня (куть), спальня, столовая, зал. К кухне пристроены сени с чуланом (кладовкой). Кухня - это большая комната с русской печью, большим обеденным столом и лав¬ками вдоль стен. Кухня и стол рассчитаны на большую семью и посторонних людей, постоянно приезжающих по хозяйственным делам. В те годы крестьяне имели широкие связи и вели большие дела. В кухне не только готовили пищу, но и ели и даже спали. А так называемые столовая и зал были чистыми комнатами, в которых в праздничные дни принимали гостей, а в обычные дни в них даже редко заходили.
В 1933 году замужняя сестра Клавдия, не попавшая с нами в ссылку, писала, что наш дом перевезли из деревни Калиновки и пристроили к зданию райисполкома, на станции Мишкино.
В ночь на 16 февраля 1930 г. нашу семью, как и другие, вывели из дома, посадили на подводы, разрешив взять самый минимум одежды, обуви, пищи, и увезли на станцию Мишкино. Там скопилось таких, как мы, много. Погрузили в товарные вагоны и повезли на Тюмень. Ехали долго. Сейчас, конечно, можно проследить по карте маршрут, по которому нас тогда могли везти. По пути следования на станциях прицепляли к эшелону все новые и новые вагоны с такими же несчастными, как мы.
Наша семья из 12 человек занимала нары первого яруса по ходу вагона. Я, когда не спал, сидел на нарах, прижавшись к передней стене. От тряски на стыках рельсов, на стрелочных переходах, при торможении и трогании состава я набил большую шишку на затылке и, в конце концов, разбил её до крови, что в дальнейшем причиняло в пути боль, неудобства и неприятности... В вагонах было тесно, холодно и душно.
В Тюмени опять посадили на подводы и повезли на Север. Обозы двигались медленно, было холодно и голодно. По дороге умерло много детей. Их не хоронили, а оставляли в деревнях на милость местных жителей и властей. По прибытии в деревню долго устраивались на ночлег, а по утрам так же долго, с плачем полусонных детей грузились на подводы, вытягивались в обоз и двигались к следующей деревне.
Наш отец, узнав у конвоя, в какой деревне будет очередная остановка, иногда уходил вперед и подыскивал дом для ночлега, потому что семью из 12 человек непросто было разместить. Ему это разрешали, зная, что от такой семьи он не сбежит.
К весне добрались до большого села Демьянского Уватского района. Там остановились на два месяца, на период распутицы. Наша семья разместилась в большом доме у одинокой женщины Надежды Ивановны. Здесь нам было просторно и свободно. Хозяйка относилась хорошо, понимая наше горе.
Село Демьянское расположено на высоком берегу Иртыша, но была и подгорная часть. Дом, в котором жили мы, стоял недалеко от спуска в подгорную часть. По обе стороны спус¬ка росли старые ели, или специально посаженные или сохранившиеся от природы.
Помню расположение дома, обстановку. В большой комнате на стене висели картины «Город Архангельск» и «Пароход на Волге». В других комнатах на стенах в рамках висели фотокарточки, на которых чаще всего были запечатлены военные в одиночку и группами, в рост и сидя, солдаты Тобольского полка периода первой мировой войны. Среди них - муж Надежды Ивановны, его сослуживцы и родственники.
Отец и старший брат Григорий не сидели сложа руки. Надо было кормить семью. Они нанимались к местным жителям на различные работы: заготавливали дрова в лесу, переметывали сено во дворах, вывозили навоз на поля и т.д. За это получали картошку, соленую рыбу, иногда молоко и хлеб. Однажды, а может быть дважды, ездили с местными рыбаками на подледный лов карасей. Так познакомились с новым промыслом, ставшим на многие годы их основным занятием.
Мы с братом Василием убегали на берег Иртыша, находили там занятие в игре. А когда пронесло лед, мы сделали открытие: нашли на окраине села на берегу реки старый, заброшенный деревянный корпус катера с сохранившейся надписью «Сиротка». Потом, до самого отъезда из Демьянского, эта «Сиротка» была у нас самым излюбленным местом для игр.
В начале июня переселенцев погрузили в трюмы парохода, повезли в Сургут. В трюмах было тесно, сыро, смрадно. В туалет и за кипятком всегда были очереди. Часто приходилось пользоваться ведром. Обычно в туалет нас отправляли с младшей сестрой Руфой. Я по возрасту был более всего подходящ для такого поручения.
На пароходе, кроме переселенцев, ехали и обычные пассажиры. На верхнюю палубу не пускали, но нам иногда удавалось прорываться и с любопытством смотреть на воду, на лодки, на берега. Тогда я впервые увидел маленькую лодку, по-сургутски «облас», на которой к всеобщему удивлению среди крутых волн ехал один человек.
Если на пароходе не было пассажиров, выходящих на очередной пристани, то капитан в мегафон (жестяной рупор) спрашивал: «Пассажиры с берега есть? Нет?». Если пассажиров с берега не оказывалось, то пароход, не останавливаясь, следовал дальше.
Прибыли в Сургут. Пароход тогда заходил еще в Бардаковку. Сначала всех разместили на несколько дней в школе, которая стояла рядом с Троицким собором. Потом по квартирам. Мы попали в домик к бывшему купцу Ивану Ивановичу Тетюцкому, тоже выселенному из своего дома. Дедушка Калистрат Ильич с внуками Иваном и Александром каким-то чудом сумели уехать к сыну Егору Калистратовичу в Томскую область. Вернулся на другой год, потому что бабушка Вера Николаевна оставалась с нами.
Наступила варовая пора. Всех взрослых мужчин и подростков повезли на рыбоугодия, чтобы легче было прокормить. Мы поехали вчетвером: отец, Григорий, Василий и я. Сестру Людмилу, неполных пятнадцати лет, устроили в няньки. У Тетюцких остались мать, бабушка, младшие дети - Руфина неполных шести лет и Борис, которому исполнился к тому времени один год. Иван Иванович любил держать его на руках и называл непременно Борис Годунов.
На рыбоугодие ехали на парусно-моторной шаланде. Рыбоугодие почему-то называли «песок», а на Оби песков много, и я постоянно допытывался, где же наш песок.
Проезжая мимо деревни Широковой, остановились на противоположном берегу. К тому времени поспело много красной смородины. Но побрать ягод не удалось: в неподвижной тишине густых зарослей черемухи, смородины, высокой травы поднялись несметные тучи кровожадных комаров и выжили нас из леса.
Отец был оптимистом, не падал духом, подбадривал нас и других такими словами: «Не унывайте, ребята, скоро будем есть бескостную рыбу», то есть осетров и стерлядей.
Через некоторое время мы, дети, вернулись в Сургут. Иван Иванович Тетюцкий с женой Надеждой Михайловной вскоре уехали в Челябинск к сыну Ивану Ивановичу.
Нашу семью приписали к деревне Широковой. Отец построил землянку в километре от деревни, и к зиме все туда перебрались».
Источник: Наша общая горькая правда: Историко-краеведческий сборник//Ред.-сост. Л.В. Цареградская. – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2003. С.85 - 89
Воспоминания Показаньева Флегонта Яковлевича «Переселенцы». 1992 г.
1930 год отмечен мрачной страницей. Были перевернуты, порой исключены жизни многих тысяч людей. Я имею в виду массовое насильственное переселение раскулаченного крестьянства и духовенства на Среднюю и Нижнюю Обь.
Ликвидация кулачества, согласно Постановления ЦИК СССР, проводилась путем внесудебного рассмотрения дел, решением местных «троек».
Тогда или власти на местах переусердствовали, или, действительно, надо было найти массу людей для заселения и освоения огромной территории, на которой позднее образованы Остяко-Вогульский и Ямальский национальные округа.
Здесь нужны были не уголовники и бездельники, а люди трудолюбивые, хозяйственные, семейные. Таких среди российского крестьянства оказалось найти нетрудно. И выслали сюда тысячи крестьянских семей с лишением всех прав и свобод, с конфискацией имущества. Их называли спецпереселенцами или трудпоселенцами.
Были, вероятно, настоящие кулаки, разбогатевшие еще до Советской власти, однако, в подавляющем большинстве – середняки, получившие землю и свободу от Советской власти, верующие в Советскую власть, ведущие более или менее культурное земледелие и ставшие поэтому основными поставщиками сельскохозяйственной продукции. В то же время проходило массовое закрытие церквей и мечетей, а так как все сельские священники и муллы сами вели крестьянское хозяйство, то и они были высланы как кулаки.
В Сургутский район были определены переселенцы из нынешних Тюменской, Омской, Курганской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Астраханской областей. Процесс раскулачивания и переселения людей с юга на север зимой и весной 1930 г. представлял жуткую картину. В первые годы ссылки из уст в уста передавались и переписывались импровизированные стихи:
Тридцатый год настал тяжелый:
В середине февраля,
Часов в двенадцать ночи темной Россия вся с ума сошла.
Часов в двенадцать темной ночи
Приказ жестокий поступил:
«В дорогу собираться срочно!»
Конвой с винтовками ходил.
Проснулись дети, испугались,
Рев поднялся, плач да вой. Из домов нас выгоняли,
Был усиленный конвой.
Близ родных не допускали...
Умывались мы слезой.
Из деревни выселяли -
Рев стоял да вой сплошной.
По вагонам нас садили -Суматоха, толкотня.
В край далекий увозили,
Разлучалася родня.
Торопливо, темной ночью
Погрузились в один час.
Конвоир был строгий очень -
Кричал безжалостно на нас
«-Вот и тронулся наш поезд,
Сердце кровью облилось.
Прощай, родимая сторонка,
Нас увозят далеко…
Из вагонов выгружали
Нас на конный на обоз,
Тут родных мы потеряли
И поехали все врозь.
На квартирах было тесно,
Ели, спали на полу.
С утра до вечера голодный –
Рад сухому сухарю.
Стихи эти имели несколько вариантов: при пересказе, наверное, добавлялись или изменялись слова, строчки, а суть оставалось неизменной. Я привожу их в таком виде, как запомнил в детстве.
В ночь с 15 на 16 февраля 1930 года людей выводили из домов, садили на подводы и увозили. Строго запрещалось брать вещи, кроме комплекта одежды, в которой человек направлялся в дальний путь, в далекую ссылку.
В домах стоял невообразимый душераздирающий плач, стоны, смятение и растеренности... Люди хватались за все и ничего не могли взять - все отбиралось.
Конечно, кое-кто сумел прихватить с собой икону или фотокарточки, посуду на дорогу или смену детской одежды, старались получше, потеплее одеться (все равно добро пропадает): зима, дальняя дорога, полная неизвестность предстоящего будущего.
Сначала везли на железнодорожные станции, потом поездами в холодных товарных вагонах до Тюмени, далее на подводах. Все под конвоем.
В дороге от холода и голода умирало много людей, особенно детей. Мужчины и взрослые дети шли пешком за санями от деревни до деревни. Стариков и женщин с малолетними детьми везли в санях. Но не все матери смогли довезти своих детей до места поселения. Замерзших, непохороненных бросали в попутных деревнях у чужих людей. Нередко оставляли у чужих людей навсегда младенцев, не надеясь довезти их живыми до места. Об этом свидетельствуют строчки из этого же стихотворения:
На рассвете утром рано
Нам кричат уж: «Выходи!»
Дети спят, устали страшно,
Их хоть сонных выводи.
Наши дети всю дорогу
Помирали день и ночь.
Даже вольному народу
Хоронить было невмочь. От заката до рассвета
Было слышно детский рев.
В деревнях замерзших деток
Оставалось, словно дров.
Кто когда-нибудь не в ссылку
Той дорогою пройдет -
Детско-братскую могилку
В каждом кладбище найдет.
Наступила распутица. Весновали в селах Уватского района. После вскрытия реки первыми пароходами переселенцев повезли дальше на север: в Самарово, Сургут, Березово, Обдорск...
Серые вонючие трюмы пароходов были забиты людьми... В Сургут прибыли в июне. Расселили временно по деревням района, хантыйским юртам, развели по летним рыбоугодиям.
В зиму на 1931 год началось строительство поселков. Старики и женщины с детьми зимовали кто где смог - условно в деревнях, а фактически - на окраинах, в землянках.
А что же с имуществом, оставленным на родине переселенцев? Прежде надо сказать, что к концу 20-х годов те люди, которые хотели работать на земле, жили в деревне уже неплохо, а те, что не хотели работать - бедствовали. Надо также сказать, что оставшиеся от переселенцев имущество, запасы продуктов, зерно, фураж, одежду, инвентарь, скот разделили или растащили по бедняцким дворам. Все это быстро съели, износили, поломали и такими же бедными и остались.
Тем временем переселенцы на новых местах испытывали страшную нужду, строгую изоляцию от местного населения, жестокий комендантский надзор. Строжайше запрещалось без разрешения поселкового коменданта выезжать в Сургут, не говоря уже о выезде в другие районы и города страны.
Ссыльные подвергались репрессиям вторично - за старые долги и недоимки на прежнем месте жительства, отправлялись на принудительные работы в отдаленные места. Во второй половине 30-х годов обрушилась новая волна репрессий.
Жизнь и быт в изгнании в первые годы, особенно до отмены карточной системы (15 декабря 1934 г.), была очень тяжелой. От плохого питания, от употребления в пищу-травы, таловых листьев, оленьего мха, березовой коры, от непосильного труда на раскорчевке люди болели, опухали, умирали даже целыми семьями, особенно - астраханцы.
Люди страдали дистрофией, малокровием, куриной слепотой, полным расстройством функций организма... причиной всех болезней было истощение. Среди астраханцев распространялась болезнь щитовидной железы - зоб. Сургутский хирург Приходько нашел способ излечения этой болезни: он осуществлял переключение лимфатических протоков. Операция была несложной и имела хороший эффект. В течение недели щитовидная железа входила в норму и больше не увеличивалась.
Тоболякам досталось легче, чем южанам. Им разрешили ехать в ссылку на своих лошадях, брать все, что могут увезти. Они даже в колхоз потом уводили лошадей, на которых приехали.
И все же крестьянин труженик везде, и всегда остается тружеником. Переселенцы и здесь совершили трудовой подвиг. За короткий срок поднялись новые деревни с крепкими общественными хозяйствами, хлебными полями, огородами, стадами и табунами, зверофермами, всевозможными общественными постройками, крестьянскими ремеслами и промыслами: кожевенное, пимокатное, кирпичное, смолокуренное, дегтярное производство, изготовление саней, телег, колес, лодок, бочек, пиломатериала, простой мебели...
Возникли новые поселки - Погорельский, Ореховский, Кед¬ровый, Островной, Новый Покур, Нагорный, Банный, Черный Мыс, Озерный, Песчаный, Зарям, Ямской и другие. Часть этих поселков строилась за счет Леспрома, часть - за счет Рыбпрома. Переселенцы платили за дома в рассрочку вплоть до Великой Отечественной войны.
К концу 1931 года, когда закончился этот период ссылки, в Сургутском районе оказалось более 1700 переселенческих семей, в них - более 8 тыс. человек. Переселенцы составляли более половины населения. Но в результате высокой смертности от голода и болезней численность их сократилась. В первые годы ссылки совершенно прекратилась рождаемость в молодых семьях. Свадеб не справляли, новые семьи не возникали.
Мне легко и в то же время трудно писать об этом, потому что был свидетелем и участником этого сложного социального процесса, испытав на себе все хорошее и плохое, потому что живы еще до сих пор в памяти те далекие события.
Коллективизация в районе среди местного населения проходила непросто. Вольные крестьяне – рыбаки, потомки здешнего казачества, не знавшие из поколения в поколение серьезных ограничений, не сразу разобрались в ее существе.
С переселенцами было проще. Люди, лишенные права голоса, жестко ограниченные в свободе действий, свезенные из родных мест и оказавшиеся не по своей воле в одном лесу, не могли начать самостоятельное хозяйствование, не имели ни прав, ни материальной базы.
Недолго разговаривая и убеждая, их объединили в колхозы. Переселенцы - это люди одного рода занятий - крестьяне, земледельцы, они и приступили к знакомому для всех делу.
Но чтобы посеять первый раз и снять урожай, надо вырубить лес, раскорчевать, распахать поля и огороды, развести скот, удобрить землю. Вот это оказалось самым трудным. Валили лес и корчевали пни вековых деревьев вручную полуголодные люди. На работу и с работы шли по подъему флага или удару колокола... Не будем сейчас считать, сколько умерло тогда людей! Превозмогли все: построили жилые дома, колхозные дворы, амбары, мастерские, кузницы, бани, водокачки, мельницы, овощехранилища, магазины, школы, клубы, медпункты, научились добывать рыбу и дичь, приобрели при¬надлежности, рыбацкие лодки, научились ездить на них.
Наелись досыта, жизнь постепенно устраивалась, стало жить легче, веселее. Семьи были большие, подрастали малые дети, а приехавшие взрослыми становились перестарками. С 1935 года по новым деревням покатилась волна свадеб. Стали строиться новые дома. Жизнь потекла по естественным законам.
Но сколько еще впереди пережили переселенцы новых испытаний, несчастий, трудностей, репрессий, пока уже после Великой Отечественной войны не было снято это позорное пятно. Но глумления еще долго продолжались.
Источник: Из личного архива Ф.Я. Показаньева. // Политические репрессии 1930-40-х годов в воспоминаниях и личных документах жителей Ханты-Мансийского автономного округа: Сборник документов / Сост.: Е.М. Брагина, Ю.В. Лазарева, Л.В. Набоков. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. – С. 176 - 182