«Ссыльный край Сургут»
Электронный архив

Иванова (Овчинникова) Клавдия Сергеевна

Родилась она в далеком 1919 г.  в небольшой деревеньке, близ Астрахани в многодетной семье. Три брата, в том числе и ее отец, самый старший, имели свой флот, состоящий из трех больших лодок – рыбницы, пробика, подчалка. Жили они вместе и хозяйством пользовались сообща. В путину нанимали работников, все было по-честному, высчитывалась только аренда флота и стоимость сетей, весь улов делили поровну.  Неводы в те годы изобиловали  осетриной, селедочкой и еще селедкой под названием «залом», что достигала приличных размеров. Весь этот совершенно фантастический, для наших дней, улов, дружная семья солила, коптила, вялила, сдавала в рыбокомбинат. Кроме того в хозяйстве было пять лошадей и пять коров, благо сена-то вдоволь. Домашней птицы и вообще не счесть: куры, индейки, гуси. Огромный фруктовый сад, кусты малины, крыжовника, смородины, ухоженные грядки с овощами. Отец Клавдии Овчинниковой [Сергей Степанович Иванов] в 1914  г. принимал участие в боях с Германией, был ранен, потерял ногу и попал в плен на два года. За это время выучился на агронома, в совершенстве овладел немецким языком. И когда вернулся в Россию, никто из сельчан не упрекал и не корил в «предательстве». Но наступили суровые, 30-е годы. Раскулачивание проходило по однообразному сценарию. В черные списки попадали люди работящие, у которых хозяйство было образцово-показательным. К ним в дом пришли и без лишних разговоров реквизировали флот и скотину, а отца посадили на полтора года в тюрьму. В принципе, можно было бы и откупиться, но знакомый юрист заверил, что ведь придут ни сегодня-завтра снова и оставят семью вообще ни с чем. Даст Бог, за время отсидки Сергея Степановича о них позабудут, и все проблемы улягутся сами собой. Забрали отца работать в арестантский сад в Астрахань и старших братьев компанию в «Бахчевой союз», арбузы разводить. Вот и осталась одна мать с тремя малолетними дочками на руках, самой маленькой было всего три годика. До возвращения отца оставалось полтора месяца, и мать поехала к нему на свидание, а девчонками присматривали соседки. Как вдруг во двор вошли активисты села да понятые. Клавочка, в тот момент на дереве сидела, лакомилась тутовником, затаилась, сразу поняла, зачем пришли эти люди. Но ее нашли и взяли под арест, описали имущество. А затем трех сестренок этапировали в небольшому суденышку. Тут мать подоспела, со слезами бросилась она к своим дочуркам. Впопыхах ничегошеньки не прихватили они из отчего дома, прямо хоть пропадай.  Привезли в солдатские казармы в Астрахань, там всю семью собрали в полном составе  и отправили якобы в Котлас, по железной дороге. В вагоне размещалось по 40 человек, на сутки полагалось только два ведра воды, практически не кормили, в туалет не выводили. Через неделю люди стали умирать, вначале слабые и старые, затем ослабевшие ребятишки. Было невыносимо тяжело. Наконец, прибыли в Тобольск, где впервые дали возможность измученным людям помыться в сточной воде от неподалеку находящейся армейской бани.  Опять дорога, только на сей раз водная, погрузили репрессированных на пароход «Усилевич» и повезли в неизвестном направлении. Наступило 17 августа, пароход пришвартовался чуть восточнее Сургута, а кругом лес, лес и лес. Пока не грянули сибирские морозы, прибывшие строили себе жилье. На один дом планировалось проживание 12 или 14 семей. Незаметно родился и вырос поселок [Черный Мыс]. К нашему сведению, события тех далеких дней разворачивались на нынешней улице Мелик-Карамова. Первую зиму зимовали без крыши, греясь по очереди у маленькой железной печурки. Морозы были лютые, температура достигала 50 градусов, люди замерзали. Кое-кто из репрессированных построил шалаш или землянку, но там было не намного теплее, чем на улице. Единственное деревянное строение с крышей – школа для ребятишек. Только вот беда – все они босые да раздетые. Наша маленькая Клава щеголяла в одной калоше, прикрученной веревками, вторую ногу согревал мамин шерстяной платок. Нежданно-негаданно пришла радость, ребенка за отличную учебу премировали раскроем на чирки, эдакими кожаными гольфами,  и отрезом на платье. В 1933 г. была построена школа-семилетка для переселенцев, два дома выделили под общежитие. Учителя стали ходатайствовать, чтобы власти дали возможность продолжить учебу, особо одаренным детям. В 1936 г. Клавдия Овчинникова поступила в Тобольское педагогическое училище. Отца опять забрали, и больше она его никогда не видела. Три года прожила в общежитие, живя только на стипендию в 75 рублей, из этих денег 65 рублей уходило на питание, но она не унывала – на киношку и чулки хватало.  Закончила училище с отличием, предложили учиться дальше в вузе, но отказалась. Побоялась, начнут копаться в биографии, припомнят «грехи» отца и вся ее жизнь будет «запятнана». Уехала учиться в село Куларово, там и вышла замуж. Перед началом войны вернулась в Сургут, но на работу в школу принять отказались. Так началась ее трудовая  деятельность в детском садике «Березка», оттуда и проводили ее на заслуженную пенсию. Всю жизнь беспокоила ее судьба отца. Знать бы, где ее могилка, в какую сторону поклониться? На все ее запросы наши следственные органы давали туманные и противоречивые сведения. Только в 1991 г., после стольких лет неизвестности, выяснилось, отца расстреляли и похоронен он в Ханты-Мансийске 26 марта 1938 г. на территории политической тюрьмы. А всего свыше 90 узников убито и захоронено в той братской могиле. Сейчас уточняются списки безвинно пострадавших, чтобы на месте казни водрузить стелу и золотыми буквами написать их имена. Жертвам репрессий выданы удостоверения, на основании которых им полагаются определенные льготы. Что же касается закона о возврате отобранных в 30-е гг. ценностей и недвижимости, то это оказалось невозможным. Где взять свидетелей тех лет или хотя бы какие-то документы, подтверждающие факт изъятия. Материальные блага вернуть невозможно, а  как быть с моральной компенсацией? Как мало их осталось  на белом свете, они люди скромные, не ропщут на изломанную судьбу, все ждут хоть какой-то справедливости на старости лет. Мечтают дожить до счастливого момента – открытия памятника жертвам репрессий, только вот беда, он еще пока в проекте, а люди они уже старые, как бы не опоздать с моральной справедливостью. 

Источник: Тиунова О. «Репрессированные»// Газета «Нефть Приобья» № 33. Сургут. 12 августа 1995 г. – С.5

 

  • Личная история
  • Видео (0)
  • Публикации (0)
  • Комментарии (0)

Я, Иванова (ныне – Овчинникова) Клавдия Сергеевна, родилась 21 марта 1920 г. в селе Хмелевка Камызякского района Астраханской области. Мои родители – Иванов Сергей Степанович (1887–1938) и Екатерина Ивановна (1878–1956), братья Александр (1909 г. р.), Трофим (1914 г. р.),сестры Анна (1924 г. р.), Евдокия (1927 г. р.).
В июле 1931 г. нас как кулаков выслали из Астрахани и 18 августа 1931 г. ранним утром выгнали с парохода «Усиевич» на берег, восточнее Сургута. Хоть был август, было очень холодно. От воды в высокий яр сделаны были из земли ступеньки, с помощью которых люди поднимались на берег. Здесь же на берегу стоял дощатый каркас без крыши – будущая база для продуктов и товаров. Вот в это строение приказано было выгружаться всем ссыльным. Вокруг этого сарая стоял стеной лес: сосны, кедры, ели, березы. Перемещаться, заходить в лес, запрещалось. После переклички, убедившись, что все прибывшие на месте, подъехавшие на лошадях люди в военной форме стали проводить беседу: куда нас привезли, где мы будем жить. Сказали, что желающие могут строить землянки, времянки, а лучше делать шалаши у места, где будет будущий дом. От этого места, названного пристанью, была просека, ведущая к Сургуту, но нам было запрещено ходить в Сургут. Вдоль просеки поставили таблички, которые указывали место и номер будущего дома. Дома строили маленькими, на две половинки, ориентировались на состав будущих жильцов. Определили число жильцов: 4–5 семей, человек 25 на 25 кв. м. Пилили лес для дома и тут же укладывали в сруб. Наша семья недалеко от будущего дома построила шалаш, в котором семь человек жили до января. Стройка шла вручную. Лес пилили ручными пилами. В половине дома, где помещались четыре семьи, были сделаны нары, где спали, сидели, где играли дети. А также здесь и пищу принимали, поскольку места для стола не было. Посередине комнаты стояла железная
печка, у которой грелись, готовили пищу все по очереди. А пищей были чай и кусок хлеба.Но уже через неделю после приезда хлеб перестали выдавать, заменили мукой. Норма была маленькая, готовили в основном лапшу. Печь хлеб было негде. В течение двух первых месяцев никаких других продуктов, кроме муки, не было. Потом по строгой нормой стали давать чай, соль, крупу. К реке или в лес ходить запрещалось. Нас все время охраняли, утром и вечером перекличка. Была отправлена к Сургуту баржа с овощами, которая замерзла около Белого Яра. Были установлены поочередно дни, когда с сопровождающими ходили к этой барже. Ломами долбили замерзшую картошку, капусту, свеклу, на которые были установлены нормы, и везли на сколоченных санках. Люди очень болели, пухли от голода и холода. Была очень большая смертность. Бывали дни, когда хоронили по 3–5 человек. Кладбище было тут же в лесу.Так жили первую зиму 1931–1932 гг. Женщины получили разрешение на берегу реки оборудовать печку. Прямо в яру сделали углубление, обмазали глиной, сделали вверху дыру, поставили на дыру ведро без дна – труба. Топили эту печку, пекли хлеб. Печку огородили сосенками, сделали защиту от ветра и снега, поставили стол и лавки. Приносили готовое тесто в ведре, мешке и тут же прямо выкладывали на лопату и в печь. Испеченный хлеб, как драгоценный клад, несли домой. Хлеб делили строго по норме, т. к. муки выдавали рабочим по 10–12 кг, иждивенцам – по 4–8 кг. Кроме муки – ничего. Мука заменяла и мясо, и рыбу, и жиры. В 1932 г. в поселке, который назвали Черный Мыс, был построен барак в районе теперешнего рыбокомбината. В этом бараке открыли школу на четыре класса. Два класса учились с утра, два – после обеда. Я пошла учиться в 3-й класс. Учительницей у нас была Людмила Тимофеевна Кайдалова, очень добрая, хорошая. Она меня жалела, т. к. я, не имея зимней обуви, ходила в резиновых галошах, которые привязывала к ногам веревками, чтобы не оставить их в глубоком снегу. Училась я хорошо, и к новому 1932 году меня премировали раскроем на чирки. Это такая обувь. Один ста-
рик сшил мне чирки, в которые можно было стелить много тряпок, чтобы ноги меньше мерзли. Чирки привязывались к ногам. В то время это была удобная, безразмерная обувь.

Источник: Иванова (Овчинникова) К.С.  Голодная зима 1931-1932 гг. // Черный Мыс. Место памяти: сборник статей и воспоминаний/ МБУК "Сургутский краеведческий музей"; Совет Сургутской Городской общественной организации лиц, пострадавших от политических репрессий, "Наша память" [под общей ред. Т.А. Исаевой, П.А. Акимова; автор статей Л.И. Шаймиева; составители: Л.М. Ракчеева, Л.И. Шаймиева; научный редактор А.С. Иванов]. - Сургут: Издательско-полиграфический комплекс, 2020. - С.30-32

Фото семьи

Педагогический коллектив Куларовской начальной средней школы. 1940 г.  Иванова К.С. - третий ряд в центре

Педагогический коллектив Куларовской начальной средней школы. 1940 г. Иванова К.С. - третий ряд в центре

Супруги Овчинниковы Яков Алексеевич и Клавдия Сергеевна. 1947 г.

Супруги Овчинниковы Яков Алексеевич и Клавдия Сергеевна. 1947 г.

Документы

Справка о реабилитации Ивановой К.С. 1992 г.

Справка о реабилитации Ивановой К.С. 1992 г.

Ответ на запрос Регионального управления ФСК РФ по Тюменской области об установлении в Ханты-Мансийске места захоронения расстрелянных в 1937-1938 гг. 1995 г.

Ответ на запрос Регионального управления ФСК РФ по Тюменской области об установлении в Ханты-Мансийске места захоронения расстрелянных в 1937-1938 гг. 1995 г.

Ответ Городского отдела культуры Администрации г. Ханты-Мансийска на обращение  Ивановой К.С. об установки памятника жертвам политических репрессий.

Ответ Городского отдела культуры Администрации г. Ханты-Мансийска на обращение Ивановой К.С. об установки памятника жертвам политических репрессий.

Нет публикаций
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Нет комментариев